«Благоустройство участка начинается с выравнивания поверхности земли. Возьмите нивелир…» Э, да мы взяли книжку десятилетней давности! А вот газетка, ну-ка, что там? «Рельеф на участке – находка для дизайнера. Даже на небольшом перепаде высот можно соорудить подпорную стенку, устроить естественный рокарий, пустить ручей или сформировать холмы. Сад на рельефе становится объёмным, многоплановым и в каждом случае – уникальным». Вот это другое дело!
Итак, рельеф на участке – находка для дизайнера. Именно неровности поверхности обычно дают начало полёту творческой мысли. Причём не обязательно это должен быть овраг с ключевой водою, достаточно прозаического отвала грунта из котлована. Действительно, что есть в арсенале дизайнера на плоском участке? Грамотное зонирование, изящный рисунок дорожек, интересное мощение, беседки, перголы, цветники-кустарники-деревья, водоём, газон. А вот рокарий на плоском месте уже под вопросом. Всем тем же самым мы можем оперировать и на участке с рельефом, но к этому перечню добавляется множество приёмов и возможностей, которые возникают благодаря перепаду высот.
Чаще всего участок имеет общий уклон. И самым привлекательным вариантом композиционного решения здесь будет, пожалуй, создание подпорных стенок. Они возникают в результате террасирования склона, когда вместо одной наклонной плоскости земли делается несколько горизонтальных поверхностей в разных уровнях. В местах перепадов для поддержания земли и возводятся эти стенки.
Один и тот же склон можно террасировать совершенно по-разному, разбивая его на два, три и более участков. Мы можем, например, возвести у его подножия одну большую стену, а можем сделать штук пять, но маленьких. Или одну побольше - другую поменьше. Или три одинаковых. Так как же правильно? Дело в том, что действовать надо от обратного: прежде чем возводить стенки, стоит задуматься о том, что будет располагаться на каждой из террас, какого они должны быть размера и конфигурации, и уже исходя из этого, производить планировку. Зонирование плоского участка очень условно. Мы всегда можем при необходимости расширить детскую площадку или пожертвовать парочкой грядок, чтобы поставить перголу. Здесь же мы получаем чёткие границы раз и навсегда. Например: верхняя терраса у дома – парадная зона и патио, средняя – детская и огород, нижняя – лесная.
 Конфигурация стенок тоже может быть любой. Совершенно не обязательно следовать направлению горизонталей, как на топографической карте. Поскольку стенки воспринимаются скорее как часть архитектуры, то и привязываться лучше к геометрии построек. Что касается их очертаний, то прямые и параллельные слишком скучны и однообразны, излишне извилистые вносят сумятицу. Золотая середина охватывает сектор прямых линий, углов под 45 градусов, окружностей и плавных кривых. Высокие стенки выглядят эффектнее, хотя и более трудоёмки в исполнении.
Особая тема – ландшафтные ступени. Здесь нет места стандартным лестничным маршам, какие ведут с этажа на этаж в Вашем московском доме. Садовые лестницы должны быть интересными, разнообразными и органично сочетаться со стенками. Прямые широкие помпезные подъёмы годятся для парадного подхода к дому. При наличии нескольких стен положение лесенок может варьироваться: где-то несколько приставных ступеней спереди, где-то они округлые, где-то заглублены внутрь террасы, где-то проходят перпендикулярно стенке, потом разворачиваются и так далее. Изгибая дорожку и лестницу под разными углами, мы всё время направляем взгляд зрителя в разные точки, что и требуется для интересной прогулки.
Как только мы убедились, что разобрались с геометрией будущих террас, можно подумать о прекрасном. Стилистика стенок определит и характер всего сада. Будут ли они нейтральные, как продолжение цоколя дома, или из горного камня, как воспоминание о путешествии на волшебный остров Санторин, или мы окажем предпочтение благородно состаренному кирпичу, чтобы каждый вечер, вдыхая запах лаванды, мысленно уноситься куда-то в сторону Лондона.
Низкую стенку лучше делать однородной. А вот большая открытая плоскость может стать гордостью дизайнера. Арки, пилястры, включения других материалов и скульптурных элементов, ниши с вазонами и подсветкой… Главное не торопиться.
Посадка растений на террасированном склоне тоже имеет ряд особенностей. Мы должны подчеркнуть эффект многоступенчатости, причём сделать это грамотно. Основное правило состоит в том, что край террасы засаживается всегда. Это делается и из соображений безопасности, и потому что цветник вдоль подпорной стенки едва ли не самое удобное место для демонстрации всех достоинств различных растений, и получается он всегда просто великолепным. Все плоские и ползучие экземпляры от можжевельников до почвопокровных, которые частенько просто тонут в газоне, высаживаются непосредственно за подпорной стенкой. Частично прикрывая верхний край, они живописно свисают по камню. Высокая стенка – правильное место для ампельных петуний и берёзы Юнга с низким штамбом. Хороши кустарники с поникающими ветвями, например, барбарис «Грин карпет». Роскошным будет и розарий, если стенка обращена на юг.
У подножия стенки тоже должно что-то расти, но не по всей длине, а эпизодическими включениями и как бы выбиваясь из-под неё. Здесь, на фоне камня, будет великолепно выглядеть горная сосна и куртина казацкого можжевельника. Но если склон обращён на север, то это место оказывается сырым и прохладным, подходящим для хост и бузульников.
Из вышесказанного следует, что «лицевая» сторона стенки не должна остаться без внимания. Поэтому, как правило, внизу размещается площадка отдыха. Там может расположиться как тихая лавочка, так и основная зона барбекю. В последнем случае стоит подумать о том, чтобы постройка была логичным продолжением стенки, а печка прямо-таки из неё вырастала. Неплохое место образуется и на вершине, откуда открывается радующая глаз перспектива (наполеоновская треуголка и бинокль – в комплекте).
Пытаясь принять нелёгкое решение «террасировать склон или оставить как есть и сделать ручей», мы часто упускаем из виду возможность совместить и то и другое. Очень живописно выглядит склон, местами поддержанный стенами – местами с горной осыпью. Возможности включения каскадов и ручьёв неограниченны. Это может быть строгое архитектурное решение с системой разноуровневых водоёмов или, наоборот, образ горного потока, размывающего остатки каменных укреплений, или тихий ручей с заводями, петляющий на почти плоских террасах и плавно ниспадающий со стен.
 Боюсь, после наших рассуждений некоторые впечатлительные владельцы гладких участков могли почувствовать себя обделёнными. Не спешите расстраиваться! Рельеф – это всего лишь земля, а она легко пересыпается с места на место. Создание искусственного рельефа вещь обычная, надо только постараться, чтобы выглядел он при этом естественно.
О чём нужно помнить, занимаясь глобальным перемещением земляных масс? Существующие деревья должны оставаться на их естественном уровне, засыпание корневой шейки на 15 см уже приводит к пагубным последствиям. Грунтовые и талые воды никак не понимают нашего дизайна и упорно скапливаются в низинках и за подпорными стенками. Дренаж почти во всех случаях бывает необходим. При поперечном террасировании стоит оставить возможность для прохода с тачками и колясками, минуя лестницы. Параллельно идущие изогнутые подпорные стенки не должны повторять очертаний друг дружки. Дорожки вдоль них не должны повторять очертаний стен. Любую неудавшуюся геометрию можно исправить растениями.
Тёплой весны, господа!